Уголовная ответственность юрлиц: в поиске оптимальных решений

Продолжается активное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц», внесенного на рассмотрение в Госдуму  заместителем председателя  думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, членом фракции «Единая Россия», депутатом от Краснодарского края Александром Ремезковым.

В Госдуму поступил отзыв Правительства России, в котором содержится ряд замечаний к данному законопроекту. О том, как будут учтены эти замечания в дальнейшей работе и почему в России нужно вводит уголовную ответственность юридических лиц рассказывает автор законопроекта.

 

 - Введение института уголовной ответственности юрлиц необходимо, поскольку предусмотренные действующим законодательством меры ответственности юридических лиц недостаточно эффективны.

Действующие в настоящее время административные санкции для юридических лиц являются более жесткими, чем предусмотренные в УК РФ, и фактически размывают границы между уголовным правом и правом об административных правонарушениях, а устанавливаемые в гражданском законодательстве публично-правовые санкции не вполне соответствуют его частно-правовой природе.

Европейский Суд по правам человека, давая оценку соответствующим решениям российских судов, неоднократно указывал на то, что по степени жесткости примененной к юридическому лицу санкции она соответствует уголовному наказанию, с учетом чего к процедуре привлечения организации к ответственности в полной мере применимы международные стандарты защиты прав обвиняемого в уголовном судопроизводстве.

Решениями ЕСПЧ Российской Федерации систематически назначаются штрафы за нарушение прав юридических лиц на защиту в уголовном судопроизводстве. Ведь в рамках действующего российского законодательства в отношении юридических лиц по сей день недопустимо осуществление оперативно-розыскной деятельности, ограничены по сравнению с предварительным расследованием средства доказывания, отсутствуют состязательное судопроизводство и гарантии защиты прав обвиняемого в уголовном судопроизводстве.

 Неэффективность предусмотренных действующим российским законодательством мер ответственности юридических лиц за причастность к транснациональным преступлениям систематически отмечается в докладах ОЭСР, ФАТФ и ГРЕКО.

Что касается вины юридического лица, то согласно пункту статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Таким образом, гражданское законодательство определяет действия и решения уполномоченного действовать от имени организации физического лица как собственные действия и решения этой организации.

В развитие этого положения часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает правило, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. А привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Предложенная в законопроекте конструкция вины реализована и в законодательстве об административных правонарушениях (статья 2.1 КоАП РФ), которое имеет схожую правовую природу с уголовным законодательством, так как также устанавливает публично-правовую ответственность (ответственность, реализуемую в пользу государства (штрафы, лишения свободы, лицензий и т.д.), в отличие от частно-правовой ответственности, которая исполняется в пользу того, кому причинен вред правонарушением (возмещение ущерба, упущенной выгоды, возврат имущества, восстановление права и т.д.). Отличие указанных отраслей права заключается в социальной опасности противоправных посягательств.

Применение в отношении юридического лица исключительной меры наказания – ликвидации - предусматривается только за особо тяжкие деяния, в том числе финансирование терроризма, экстремизма, торговлю людьми, наркотическими средствами. Даже в том случае, если она повлечет за собой увольнение работников, у которых отсутствует вина в преступлении, эта мера является социально обоснованной. Мы не можем сохранять  подобные организации, для того, чтобы обеспечить занятость отдельных граждан. Необходимо учитывать, что права работников при ликвидации организации защищаются трудовым законодательством, а также статьей 855 ГК РФ, которой определяется очередность списания денежных средств со счетов при невозможности удовлетворения всех требований кредиторов. В данном случае неблагоприятные имущественные последствия в полной мере будут испытывать только собственники (участники) юридического лица. Однако эти лица наделены корпоративными правами, предполагающими возможность участия в управлении юридическим лицом и осуществления контроля за его финансово-хозяйственной и иной деятельностью, что и предполагает справедливость имущественных лишений в случае ликвидации юридического лица, причастного к особо тяжкому преступлению.

Проектом закона уголовная ответственность для юридических лиц предусматривается только за те деяния, которые уже уголовно наказуемы для физических лиц. Предполагается лишь устранить несовершенство действующего законодательства, при котором за одно и то же деяние, непосредственно совершенное физическим лицом от имени или в интересах юридического лица, фактически инициируется два самостоятельных процесса (уголовный и административный). Таким образом, количество уголовных дел не увеличится. Кроме того, по подобному роду уголовным делам предмет доказывания в части объекта, объективной стороны и отчасти субъективной стороны преступления будет совпадать. Следователю будет необходимо лишь дополнительно установить элементы субъекта преступления, получив выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице.

Введение института уголовной ответственности юридических лиц позволит назначить все меры ответственности (как физическому, так и юридическому лицу) в рамках одного уголовного процесса, устранив ненужное в данном случае инициирование административного судопроизводства. Это позволит, в том числе, сэкономить средства государственного бюджета.



Besucherzahler male order brides russia
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

Запросов к базе 9. Время запроса 0.0127 s. Время на php 0.0413 s. Генерация страницы 0.0540 s. Страница взята из database.